Ценностно-целевая подструктура управления


Ценностно-целевая подструктура управления
Всякое управление призвано быть целевым и обеспечивать достижение целей управляемой социальной системы. Оно должно собирать и направлять усилия и возможности всего персонала на достижение общих целей, стоящих перед управляемой социальной системой (организацией, ПОО). Вместе с тем, средства и методы, избираемые для достижения целей, должны соответствовать социальным ценностям – одобряемым государством, обществом. людьми нормам и эталонам жизни, отвечающим представлениям о справедливости, добре, праве, свободе, допустимом и запретном. Цели и ценности – исходный и конечный пункт управления, его организующий стержень, определяющий стратегию и планирование, организацию и решение ситуативных проблем, направление и силу управленческих воздействий, выбор средств и методов, оценку хода и результатов управления. Любой ПОО прежде всего должен быть общностью профессионалов, объединившихся для наилучшего достижение общих целей и общими усилиями достигающих их.

Известны нормативно определенные (формальные) цели и задачи, стоящие перед ПОО, его структурными подразделениями и сотрудниками, а так же социальные ценности, выступающие ориентирами и регуляторами при достижении целей. Но они ничего не изменят в жизни, пока не будут поняты персоналом ПОО и каждым сотрудником, приняты ими для осуществления и воплощены в целенаправленные, правомерные и отвечающим другим ценностным регуляторам действия. Так возникают субъективные цели и ценностные ориентации, ставшие достоянием сознания сотрудников, индивидуальными и групповыми психологическими феноменами, т.е. неофициальными, неформальными целями и ценностями. Под целью в психологии понимается мысленный образ, представление, предвосхищение человеком желаемого результата своей деятельности, а под ценностными ориентациями - социальные ценности, воспринятые человеком, группой, на деле одобряемые, ценимые, соблюдаемые, оберегаемые, распространяемые и укрепляемые ими. Психологичность личных и групповых целей не означает их независимости от официальных, нормативных,. Вместе с тем, они не сводятся к официальным нормативным, в разной степени не совпадая с ними и бывая порой противоположными. О субъективных целях и ценностях можно судить по реальным показателям и результатам деятельности людей и групп, тому, что их удовлетворяет. Вся совокупность целевых и ценностных характеристик психологии персонала ПОО образует ценностно-целевую подструктуру управления. Ее существование ставит ряд организационно-управленческих задач.

Первая – обеспечение постоянной социальной, правовой, профессиональной, моральной, деловой корректности управленческих целей и ценностных ориентаций руководителя ПОО, руководителей среднего и низшего звена управления и др. лиц, привлекаемых к участию в управлении. Должна обеспечиваться двуединая цель управления: 1) обеспечение законности и правопорядка на обслуживаемой территории как результата деятельности всего ПОО, 2) удовлетворять потребности и интересы сотрудников ПОО, обеспечивать их права, уважение достоинства, самоутверждение на службе и в жизни, личностное развитие, повышение и использование ими своего потенциала на службе и в ПД, поддерживать удовлетворенность службой, здоровую морально-психологическую атмосферу ее и др. Вторая – обеспечение постоянной социальной, правовой, профессиональной, моральной, деловой корректности целей и ценностных ориентаций всех сотрудников и служб ПОО и их соответствия нормативным. Третья – обеспечение максимального совпадения целей и ценностных ориентаций сотрудников и служб с управленческими, т.е. всего ПОО и его руководства. Управление, реализующее двуединую цель снимает возможное противостояние «верхов» и «низов», формирует взаимопонимание, согласованную работу, безусловное подчинение ее общим целям ПОО, здоровый морально-психологический климат в коллективе и управляемость персонала. Четвертая – обеспечение сбалансированности, согласованности и единства целей и ценностных ориентаций сотрудников и служб по горизонтали и вертикали управления, предупреждение нарушений законности, профессионального предательства, формализма, бюрократизма, очковтирательства, противопоставления местных, частных и личных целей и интересов, нездоровой, приносящей вред общему делу конкуренции, конфликтов и сведение общих усилий всех к достижению общих целей, стоящих перед ПОО.

Следует учитывать, что на цели и ценностные ориентации персонала сказывается, наряду с нормативно определенными целями и ценностями и множество других, например, личность руководителя, стиль управления, личность сотрудника, соотношение обязанностей, прав и возможностей, достижимость целей, выполнимость задач, критерии эффективности деятельности (по каким показателям оценивается успех или неуспех), уровень вознаграждения за труд, морально-психологический климат в коллективе и др.

Забота о создании и совершенствовании ценностно-целевой подструктуры управления – приоритетная в управлении ПОО.

(А.М. Столяренко)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Ценностно-целевая подструктура управления" в других словарях:

  • Организационно-деятельностная психологическая концепция управления — Разработана в 1980 1982 г.г. проф. А.М. Столяренко. Ее приоритеты – человек в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Требовательности в управлении психология — Одно из активно действенных проявлений управления, средств реализации властных полномочий, проведения в жизнь планов и решений, достижения поставленных целей. Его назначение – доводить до каждой структурной единицы и члена организации энергию… …   Энциклопедия современной юридической психологии